Закрыть

Проезд до остановки «6-й Комсомольской батареи»: 

Главная Карта сайта
ENG

Государственный университет морского и речного флота имени
адмирала С.О. Макарова
Мурманский филиал

Золотая эпоха морского флота

Золотая эпоха морского флота

В феврале 2018 года морская общественность и полярники России будут отмечать столетие со дня рождения министра морского флота, видного государственного деятеля, талантливого руководителя одной из основных бюджетообразующих  отраслей Советского Союза, Героя Социалистического Труда Тимофея Борисовича Гуженко, в период руководства которого торговый флот страны ознаменовался значительным развитием, занял пятое место в мировом торговом судоходстве и перевозил более 60 % внешнеторговых грузов. Важным историческим событием в освоении Арктики явился экспериментальный рейс атомохода «Арктика», который впервые в мире 17 августа 1977 года достиг вершины планеты, Северного полюса, в экспедиции под руководством Т.Б. Гуженко.

 

Крестьянский сын 

В истории много примеров, как из бедных крестьянских семей,  жизнь которых была постоянным тяжелым трудом, вышли известные полководцы, талантливые организаторы народного хозяйства, писатели, политические деятели. Труд и преданность соей земле были в основе их воспитания.

Тимофей Борисович Гуженко родился в жестокое и тревожное время нашей Родины 15 февраля 1918 года  в деревне Татариново Орловской губернии в семье кузнеца, у которого было пятеро детей.

Жизненный путь крестьянского сына был нелегок, но помогала деревенская закалка и генетическая устойчивость. Впоследствии Тимофей Борисович вспоминал: «Семья была семь человек, и всех надо было накормить, обуть, одеть. А ведь это не просто пойти в магазин,  купить продукты, одежду, обувь и тем самым решить проблему, а надо было все это изготовить собственным трудом, начиная от сырья до готовой продукции. И такая титаническая работа ложилась в основном на плечи женщины – матери и хозяйки, особенно в период, когда малолетние дети не могли быть существенными помощниками. До сих пор не могу забыть начало 20-ых годов. Чтобы хоть как-то прокормить семью и не дать детям умереть от голода, отец и мать трудились, ни сна, ни отдыха». Уже с семи лет Тимофей помогал отцу в кузнице. В Татариново окончил четыре класса, после чего семья переехала в Донбасс. В шахтерском поселке на станции Ханженково Макеевского  района в 1937 году окончил среднюю школу на отлично по всем дисциплинам и поступил без вступительных экзаменов в Одесский институт инженеров водного транспорта на эксплуатационный факультет.

Учился с удовольствием, но напряженно, был отличником и сталинским стипендиатом. С началом Великой Отечественной войны институт из Одессы был эвакуирован сразу в Ростов-на-Дону, потом в Махачкалу и, наконец, в Самарканд. В апреле 1942 года, в разгар войны, Гуженко получил диплом инженера –эксплуатационника и направление на работу в Мурманский порт.

Мурманск

Приезд Гуженко в Мурманск совпал с прибытием судов каравана PQ – 16 с грузами по ленд-лизу. В состав этого каравана входил героический теплоход «Старый большевик».

Продолжались систематические почти ежедневные бомбежки города, и особенно порта, немецкой авиацией. Действовал приказ Гитлера о необходимости «уничтожить Мурманск, невзирая ни на какие потери здесь авиации».

Судьба продолжала испытывать Тимофея Борисовича на прочность. На начальника отдела механизации свалилась огромная ответствен­ность. Причалы порта были настоя­щей линией фронта: разбитая тех­ника, горящие склады. Требовалась титаническая работа по восстанов­лению причалов, кранов, складов для приема следующего каравана судов. Коллектив порта, несмотря на неимоверные трудности и человече­ские жертвы, продолжал разгружать суда нередко во время налета не­мецкой авиации.

9 мая 1944 года Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР большая группа мурманских пор­товиков была награждена орденами и медалями за героический труд по приему и выгрузке судов союзных караванов. Среди награжденных был и Гуженко Тимофей Борисович. Первая в его жизни награда - ме­даль «За трудовое отличие». В Мур­манске были еще награды - медаль «За боевые заслуги», орден Крас­ной Звезды, а впоследствии на его трудовом пути были самые высокие награды и звания Родины, награды других государств, но первая награ­да была самой дорогой и памятной. Награды портовикам вручил упол­номоченный Государственного Ко­митета Обороны Иван Дмитриевич Папанин.

С 1944 года Гуженко исполня­ет обязанности главного инжене­ра порта, а в начале 1945 года из­бирается секретарем партийного бюро. Несмотря на занятость по основной работе, много времени и усилий уделяет восстановлению жи­лья, бытовым вопросам, обучению и безопасности на производстве. От­ныне забота о трудящемся человеке становится его постоянной, органи­ческой потребностью.

Остров Сахалин

В 1949 году руководство Мини­стерства морского флота направляет Гуженко на учебу во вновь открыв­шуюся Академию морского флота в Ленинграде.

Через два года он успешно окончил академию, и министр морского флота Н. Новиков 29 октября 1951 года под­писал приказ о назначении Т. Гуженко начальником Холмского морского пор­та на Сахалине, недавно освобожден­ном от сорокалетней японской оккупа­ции. Десятилетняя работа на Сахалине начальником морских портов Холмск, Корсаков и начальником Сахалинско­го морского пароходства в условиях оторванности от центра воспитала са­мостоятельность и совершенствовала волевые качества.

За время работы начальника­ми Сахалинского пароходства Т.Б. Гуженко, А.В. Голдобенко, Г.Ф. Ко­лесникова были решены многие социально-бытовые и производствен­ные вопросы. Это было двадцатиле­тие возрождения самого отстающего морского хозяйства страны.

За работу в должности начальни­ка Сахалинского пароходства, кото­рое с 1960 года стало рентабельным, Т.Б. Гуженко был награжден орденом Ленина.

В июне 1960 года Тимофей Бори­сович получил перевод в централь­ный аппарат Министерства морско­го флота на должность начальника Управления кадров.

Москва

Через два года Т.Б. Гуженко был утвержден в должности заместителя заведующего Отделом транспорта и связи ЦК КПСС. В этой должности он успешно проработал четыре года, близко познакомился с состоянием и проблемами транспорта всей страны и был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В начале 1966 года министр мор­ского флота В.Г. Бакаев обратился в ЦК КПСС с просьбой назначить Т.Б. Гуженко первым заместителем мини­стра вместо Ю.В. Савинова, который по возрасту и по состоянию здоровья уходил на пенсию. 11 апреля 1966 года Т.Б. Гуженко был освобожден от работы в ЦК КПС и утвержден в должности первого заместителя министра морского флота.

К руководству морским транспортом он пришел в начале восьмой пятилетки, когда началось бурное развитие отрасли. Начиная с 1967 года отрасль стала рентабельной - в бюджет государства стали сдавать свободный остаток прибыли после покрытия всех расходов, включая капиталовложения и расходы по содержанию учебных заведений.

Т.Б. Гуженко напряженно и пло­дотворно отработал четыре года пер­вым заместителем министра.

Министр

14 января 1970 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об освобождении В.Г. Бакае­ва от должности министра морского флота и о назначении на его место Т.Б. Гуженко.

В книге «Записки экс-министра» Тимофей Борисович писал: «При­ступая к обязанностям министра, оставил всех сотрудников на своих местах, дав процессу обновления кадров развиваться бесконфликтно, естественным путем на основе тре­бований, диктуемых жизнью по мере возникновения новых задач и про­блем... Я на первой же встрече в но­вом качестве с руководителями глав­ков, отделов и другими ведущими специалистами аппарата заявил, что рассчитываю на взаимную помощь и деловое сотрудничество с каждым работником министерства. Задача у нас одна - достойно вести дело, чест­но служить не личности, а Родине, морскому флоту».

Авторам посчастливилось ра­ботать с Тимофеем Борисовичем в центральном аппарате Министерства морского флота в чрезвычайно напря­женное и удивительно плодотворное время, когда была создана отрасль морского транспорта, достойная на­шей великой державы.

Двадцатилетие с 1965 по 1985 год считается золотой эпохой морского флота.

    

Т.Б. Гуженко скромно называл это время качественно новым этапом в развитии морского флота. Однако в связи с огромными количественны­ми и качественными изменениями во всех сферах деятельности отрасли произошел резкий скачок в обновле­нии флота и береговой инфраструк­туры, в производственных отноше­ниях, что дает основание считать этот процесс революционным. Он был подготовлен и осуществлен по всем правилам научно-технической революции под руководством ми­нистра и Коллегии при непосред­ственном участии Центрального научно-исследовательского инсти­тута морского флота (ЦНИИМФ) и Государственного проектно- изыскательского и научно- исследовательского института морского транспорта (Союзморнии- проект). Разработанная концепция была также одобрена в правитель­стве и ЦК КПСС.

В годы руководства министер­ством Т.Б. Гуженко ежегодно флот пополнялся новыми судами, в сред­нем дедвейтом 1 млн. тонн, и, по данным Регистра СССР, на 1 января 1980 года морской флот нашей стра­ны имел 7495 морских самоходных судов общей валовой вместимостью 21,9 млн. тонн и занял пятое место в мировом судоходстве. В соста­ве транспортного флота было 1755 судов загранплавания различно­го типа - балкеры, универсальные суда, контейнеровозы, лихтеровозы, танкеры, газовозы и химовозы. Мор­ской флот был практически един­ственным видом транспорта в Ар­ктике и на Дальнем Востоке страны.

Развивался и пассажирский флот. В эти годы вступили в строй серии судов типов «Александр Пушкин», «Белоруссия», «Одес­са», «Дмитрий Шостакович», для перевозки пассажиров на Дальнем Востоке и Севере - серия комфор­табельных судов типа «Мария Ермо­лова».

Большое внимание уделялось судоходству в Арктике. С этой целью были построены ледоколы «Ермак», «Макаров», «Красин», атомоходы «Арктика», «Россия», «Сибирь», серия ледокольно-транспортных судов-снабженцев.

Новое мощное развитие полу­чила вся береговая база морского транспорта: вводились в действие перегрузочные комплексы и терми­налы с новейшим оборудованием для перегрузки контейнеров, паке­тов, навалочных и наливных грузов. Строились новые судостроительные и судоремонтные заводы.

Вступили в строй паромные системы Холмск - Ванино, Ильичевск - Варна, Клайпеда - Мукран, лихтеровозные системы, создано международное судоходное пред­приятие «Интерлихтер».

Международное сотрудничество

В период 1970-1986 гг. при росте трудовых затрат на 25,4% заработок валюты министерством вырос более чем в 4 раза, а прибыль - в 3 раза.

В период руководства отраслью Т.Б. Гуженко активно развивались внешнеэкономические связи Минморфлота и международное сотруд­ничество в области судоходства. По­высились роль и авторитет советских морских организаций в специализиро­ванных учреждениях ООН, связанных с торговым мореплаванием, таких, на­пример, как ИМКО, ЮНКТАД и др.

Расширились и укрепились дело­вые связи советских морских органи­заций с их партнерами за границей. Развивалось линейное судоходство. Заключены двусторонние межправи­тельственные соглашения по морско­му судоходству с 40 странами, в том числе с США и ФРГ.

В 1973 году было подписано со­глашение между странами - членами СЭВ о морском торговом судоходстве. Это был первый документ подобного рода в межправительственной прак­тике за всю историю торгового море­плавания.

Разносторонний характер носило сотрудничество нашей страны в об­ласти морского транспорта с разви­вающимися странами. Из года в год расширялся грузооборот с развиты­ми капиталистическими странами.

Морской флот являлся активным участником освоения Мирового океа­на, Арктики и Антарктики, принимал участие в обеспечении полетов кос­мических кораблей.

Принципы

Следует сказать, что Тимофей Борисович был человеком неукро­тимой энергии, отличался редкой трудоспособностью, широтой инте­ресов, постоянной заботой о чело­веке труда. Не проходило ни одной коллегии или совещания на любом уровне, где министр ни обсудил бы конкретные вопросы улучшения тру­да и быта работников моря и берега. Он был натурой постоянно ищущей и целеустремленной. Мы, работавшие вместе с ним, никогда не чувствовали себя расслабленными. Но это не был пресс вышестоящего руководителя. Мы работали с удовольствием и даже вдохновенно. Он умел увлечь коман­ду четко сформулированной задачей, интересной перспективой. Учил рабо­тать основательно и добросовестно.

Т.Б. Гуженко и Коллегия много внимания уделяли подготовке и ра­боте с кадрами. В командировках министр всегда посещал учебные за­ведения, интересовался состоянием дел. «Новейшие пособия, оборудо­вание в первую очередь в учебные заведения!» - такой был наказ Тимо­фея Борисовича.

Система подготовки морских ка­дров в Советском Союзе заслуженно считалась одной из лучших в мире. Это было признано и Международ­ной морской организацией (ИМО). 5 высших, 15 средних специальных морских учебных заведений выпу­скали за пятилетку около 35 тыс. специалистов по 28 специальностям, кроме того, 15 мореходных школ и 20 профессиональных технических училищ - около 70 тыс. работников массовых профессий. Порты и заво­ды имели свои хорошо оснащенные учебно-курсовые комбинаты для по­вышения квалификации кадров, для подготовки специфических и «штуч­ных» специалистов.

Коллегии, активы, совеща­ния, встречи в портах, на заводах, в учебных заведениях, научно- исследовательских организациях сопровождались серьезными разго­ворами министра о роли руководи­телей, командиров производства, о совершенствовании форм и методов работы. Он обычно не говорил на­прямую о важности психологическо­го настроя руководителя, но все его высказывания, все рекомендации были в этом ключе: «руководитель должен любить свое дело, верить в него, страстно желать сделать его самым добросовестным образом, он должен быть одержим в достижении цели. «Совесть - вот ключевое сло­во поведения руководителя. Любого человека», - убежден Т.Б. Гуженко.

Он впервые в стране доказал правительству необходимость вне­дрения полезного зарубежного пред­принимательства, которое было осуществлено созданием «Совкомфлота», «Совбункера», операциями лизинга.

Можно с уверенностью сказать, что если бы в теперь уже далеком 1973 году он не получил согласие Правительства СССР на приобре­тение бербоутных судов, то сегод­ня Россия вряд ли бы имела такую первоклассную мирового уровня су­доходную компанию, как ПАО «Совкомфлот». Вот почему руководители и моряки «Совкомфлота» по праву считают Тимофея Борисовича осно­вателем своей компании.

В настоящее время флот компа­нии- это 150 первоклассных судов общим дедвейтом более 13 млн тонн. Недавно принят первый в мире ледо­кольный газовоз «Кристоф де Мар- жери» дедвейтом 172 600 куб. м.

Строительство мощностей по производству сжиженного газа от­крывает перед «Совкомфлотом» за­хватывающую перспективу: к 2025 году объем перевозки углеводородов в Арктике достигнет 65 млн. тонн.

«Совкомфлот» сегодня един­ственное крупное судоходное пред­приятие в стране, 100% акций ко­торого находится в собственности Российской Федерации.

Арктика

Как известно, Тимофей Борисович был приверженцем М.В. Ломоносова и чтил его заветы: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет  главных поселений в Азии и Америке». Т.Б. Гуженко особое внимание уделял Арктике, Северному морскому пути, пополнению арктического флота, особенно атомными ледоколами, исследованиям просторов Арктики, oбустройству огромного северного фасада России.

При всей своей невероятной занятости, понимая важность и ответственность момента, Тимофей Борисов возглавил экспедицию атомохода «Арктика» и 17 августа 1977 года впервые в истории арктического судоходства надводное судно достигло Северного полюса.

Документы, разработанные Министерством морского флота, Союзморниипроектом, ЦНИИМФом, по результатам рейса легли в основу правительственных планов по развитию производительных сил Севера, атомного ледокольного и транспортного судостроения, обоснования круглогодичной навигации в Арктике.

14 сентября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. В тот же день вышел второй указ: «За заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в  район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм, присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и  золотой медали «Серп и Молот»: Асхадулину Фидусу Фаизовичу- старшему мастеру атомной паропроизводительной установки атомного ледокола «Арктика»; Гуженко Тимофею Борисовичу - руководителю экспериментального рейса, министру морского флота СССР; Кучиеву Юрию Сергеевичу - капитану атомного ледокола «Арктика»; Пашнину Олегу Георгиевичу – главному инженеру – механику атомного ледокола «Арктика»; Хлопкину Николаю Сидоровичу - члену-корреспонденту Академии наук СССР».

Все участники рейса и большая группа специалистов, обеспечивших рейс ледокола, были награждены ор­денами и медалями.

Память

За большой вклад в совершен­ствование работы морского транс­порта, модернизацию и строительство современных судов, береговых объ­ектов, внедрение передовых методов труда на морском транспорте и совре­менных форм управления морской от­раслью страны Т.Б. Гуженко награж­ден многими орденами и медалями СССР, России и других государств.

Его именем наречен крупный челночный арктический танкер типа «панамакс» дедвейтом 71 294 тонны «Тимофей Гуженко», принадлежащий ПАО «Совкомфлот, а также ледокол Гидрографической службы «Тимо­фей Гуженко». Имя его присвоено Сахалинскому высшему инженерно­му морскому училищу и установле­на стипендия им. Т.Б. Гуженко для курсантов-отличников из средств, вы­деляемых «Совкомфлотом».

В Одессе установлена мемори­альная доска на Одесском морском национальном университете (бывшем ОИИМФ), который в военные годы окончил Т.Б. Гуженко.

 

К великому сожалению, 31 авгу­ста 1986 года морской флот и всю страну потрясло сообщение о гибели пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» с большими человечески­ми жертвами в Цемесской бухте у Новороссийска в результате столкнове­ния с теплоходом «Петр Васев».

Несмотря на то, что непосред­ственные виновники аварии понесли заслуженное наказание в уголовном порядке, а правительство и ЦК КПСС предлагали Т.Б. Гуженко остаться на посту, он как человек, исповедую­щий честь и достоинство, чувствуя моральную ответственность перед обществом, тем более наступили проблемы со здоровьем, подал заяв­ление об отставке.

Отставка была принята, и в сен­тябре 1986 года Т.Б. Гуженко был освобожден с поста министра в свя­зи с уходом на пенсию по состоянию здоровья.

В 2003 году в связи с 85-летием за большие заслуги в развитии мор­ского транспорта Т.Б. Гуженко был награжден орденом «За морские за­слуги».

Скончался Т.Б. Гуженко 10 авгу­ста 2008 года.

Сегодня энциклопедии многих стран почли за честь опубликовать ин­формацию о советском министре Ти­мофее Гуженко, поднявшем морской флот своей страны на пятое место в мире и возглавившем в 1977 году экс­педицию первого в истории надводно­го судна - атомного ледокола «Аркти­ка» на Северный полюс.

 

 

Copyright © Мурманский филиал ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
Яндекс.Метрика