Золотая эпоха морского флота

В феврале 2018 года морская общественность и полярники России будут отмечать столетие со дня рождения министра морского флота, видного государственного деятеля, талантливого руководителя одной из основных бюджетообразующих отраслей Советского Союза, Героя Социалистического Труда Тимофея Борисовича Гуженко, в период руководства которого торговый флот страны ознаменовался значительным развитием, занял пятое место в мировом торговом судоходстве и перевозил более 60 % внешнеторговых грузов. Важным историческим событием в освоении Арктики явился экспериментальный рейс атомохода «Арктика», который впервые в мире 17 августа 1977 года достиг вершины планеты, Северного полюса, в экспедиции под руководством Т.Б. Гуженко.
Крестьянский сын
В истории много примеров, как из бедных крестьянских семей, жизнь которых была постоянным тяжелым трудом, вышли известные полководцы, талантливые организаторы народного хозяйства, писатели, политические деятели. Труд и преданность соей земле были в основе их воспитания.
Тимофей Борисович Гуженко родился в жестокое и тревожное время нашей Родины 15 февраля 1918 года в деревне Татариново Орловской губернии в семье кузнеца, у которого было пятеро детей.
Жизненный путь крестьянского сына был нелегок, но помогала деревенская закалка и генетическая устойчивость. Впоследствии Тимофей Борисович вспоминал: «Семья была семь человек, и всех надо было накормить, обуть, одеть. А ведь это не просто пойти в магазин, купить продукты, одежду, обувь и тем самым решить проблему, а надо было все это изготовить собственным трудом, начиная от сырья до готовой продукции. И такая титаническая работа ложилась в основном на плечи женщины – матери и хозяйки, особенно в период, когда малолетние дети не могли быть существенными помощниками. До сих пор не могу забыть начало 20-ых годов. Чтобы хоть как-то прокормить семью и не дать детям умереть от голода, отец и мать трудились, ни сна, ни отдыха». Уже с семи лет Тимофей помогал отцу в кузнице. В Татариново окончил четыре класса, после чего семья переехала в Донбасс. В шахтерском поселке на станции Ханженково Макеевского района в 1937 году окончил среднюю школу на отлично по всем дисциплинам и поступил без вступительных экзаменов в Одесский институт инженеров водного транспорта на эксплуатационный факультет.
Учился с удовольствием, но напряженно, был отличником и сталинским стипендиатом. С началом Великой Отечественной войны институт из Одессы был эвакуирован сразу в Ростов-на-Дону, потом в Махачкалу и, наконец, в Самарканд. В апреле 1942 года, в разгар войны, Гуженко получил диплом инженера –эксплуатационника и направление на работу в Мурманский порт.
Мурманск
Приезд Гуженко в Мурманск совпал с прибытием судов каравана PQ – 16 с грузами по ленд-лизу. В состав этого каравана входил героический теплоход «Старый большевик».
Продолжались систематические почти ежедневные бомбежки города, и особенно порта, немецкой авиацией. Действовал приказ Гитлера о необходимости «уничтожить Мурманск, невзирая ни на какие потери здесь авиации».
Судьба продолжала испытывать Тимофея Борисовича на прочность. На начальника отдела механизации свалилась огромная ответственность. Причалы порта были настоящей линией фронта: разбитая техника, горящие склады. Требовалась титаническая работа по восстановлению причалов, кранов, складов для приема следующего каравана судов. Коллектив порта, несмотря на неимоверные трудности и человеческие жертвы, продолжал разгружать суда нередко во время налета немецкой авиации.
9 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа мурманских портовиков была награждена орденами и медалями за героический труд по приему и выгрузке судов союзных караванов. Среди награжденных был и Гуженко Тимофей Борисович. Первая в его жизни награда - медаль «За трудовое отличие». В Мурманске были еще награды - медаль «За боевые заслуги», орден Красной Звезды, а впоследствии на его трудовом пути были самые высокие награды и звания Родины, награды других государств, но первая награда была самой дорогой и памятной. Награды портовикам вручил уполномоченный Государственного Комитета Обороны Иван Дмитриевич Папанин.
С 1944 года Гуженко исполняет обязанности главного инженера порта, а в начале 1945 года избирается секретарем партийного бюро. Несмотря на занятость по основной работе, много времени и усилий уделяет восстановлению жилья, бытовым вопросам, обучению и безопасности на производстве. Отныне забота о трудящемся человеке становится его постоянной, органической потребностью.
Остров Сахалин
В 1949 году руководство Министерства морского флота направляет Гуженко на учебу во вновь открывшуюся Академию морского флота в Ленинграде.
Через два года он успешно окончил академию, и министр морского флота Н. Новиков 29 октября 1951 года подписал приказ о назначении Т. Гуженко начальником Холмского морского порта на Сахалине, недавно освобожденном от сорокалетней японской оккупации. Десятилетняя работа на Сахалине начальником морских портов Холмск, Корсаков и начальником Сахалинского морского пароходства в условиях оторванности от центра воспитала самостоятельность и совершенствовала волевые качества.
За время работы начальниками Сахалинского пароходства Т.Б. Гуженко, А.В. Голдобенко, Г.Ф. Колесникова были решены многие социально-бытовые и производственные вопросы. Это было двадцатилетие возрождения самого отстающего морского хозяйства страны.
За работу в должности начальника Сахалинского пароходства, которое с 1960 года стало рентабельным, Т.Б. Гуженко был награжден орденом Ленина.
В июне 1960 года Тимофей Борисович получил перевод в центральный аппарат Министерства морского флота на должность начальника Управления кадров.
Москва
Через два года Т.Б. Гуженко был утвержден в должности заместителя заведующего Отделом транспорта и связи ЦК КПСС. В этой должности он успешно проработал четыре года, близко познакомился с состоянием и проблемами транспорта всей страны и был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В начале 1966 года министр морского флота В.Г. Бакаев обратился в ЦК КПСС с просьбой назначить Т.Б. Гуженко первым заместителем министра вместо Ю.В. Савинова, который по возрасту и по состоянию здоровья уходил на пенсию. 11 апреля 1966 года Т.Б. Гуженко был освобожден от работы в ЦК КПС и утвержден в должности первого заместителя министра морского флота.
К руководству морским транспортом он пришел в начале восьмой пятилетки, когда началось бурное развитие отрасли. Начиная с 1967 года отрасль стала рентабельной - в бюджет государства стали сдавать свободный остаток прибыли после покрытия всех расходов, включая капиталовложения и расходы по содержанию учебных заведений.
Т.Б. Гуженко напряженно и плодотворно отработал четыре года первым заместителем министра.
Министр
14 января 1970 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об освобождении В.Г. Бакаева от должности министра морского флота и о назначении на его место Т.Б. Гуженко.
В книге «Записки экс-министра» Тимофей Борисович писал: «Приступая к обязанностям министра, оставил всех сотрудников на своих местах, дав процессу обновления кадров развиваться бесконфликтно, естественным путем на основе требований, диктуемых жизнью по мере возникновения новых задач и проблем... Я на первой же встрече в новом качестве с руководителями главков, отделов и другими ведущими специалистами аппарата заявил, что рассчитываю на взаимную помощь и деловое сотрудничество с каждым работником министерства. Задача у нас одна - достойно вести дело, честно служить не личности, а Родине, морскому флоту».
Авторам посчастливилось работать с Тимофеем Борисовичем в центральном аппарате Министерства морского флота в чрезвычайно напряженное и удивительно плодотворное время, когда была создана отрасль морского транспорта, достойная нашей великой державы.
Двадцатилетие с 1965 по 1985 год считается золотой эпохой морского флота.
Т.Б. Гуженко скромно называл это время качественно новым этапом в развитии морского флота. Однако в связи с огромными количественными и качественными изменениями во всех сферах деятельности отрасли произошел резкий скачок в обновлении флота и береговой инфраструктуры, в производственных отношениях, что дает основание считать этот процесс революционным. Он был подготовлен и осуществлен по всем правилам научно-технической революции под руководством министра и Коллегии при непосредственном участии Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ) и Государственного проектно- изыскательского и научно- исследовательского института морского транспорта (Союзморнии- проект). Разработанная концепция была также одобрена в правительстве и ЦК КПСС.
В годы руководства министерством Т.Б. Гуженко ежегодно флот пополнялся новыми судами, в среднем дедвейтом 1 млн. тонн, и, по данным Регистра СССР, на 1 января 1980 года морской флот нашей страны имел 7495 морских самоходных судов общей валовой вместимостью 21,9 млн. тонн и занял пятое место в мировом судоходстве. В составе транспортного флота было 1755 судов загранплавания различного типа - балкеры, универсальные суда, контейнеровозы, лихтеровозы, танкеры, газовозы и химовозы. Морской флот был практически единственным видом транспорта в Арктике и на Дальнем Востоке страны.
Развивался и пассажирский флот. В эти годы вступили в строй серии судов типов «Александр Пушкин», «Белоруссия», «Одесса», «Дмитрий Шостакович», для перевозки пассажиров на Дальнем Востоке и Севере - серия комфортабельных судов типа «Мария Ермолова».
Большое внимание уделялось судоходству в Арктике. С этой целью были построены ледоколы «Ермак», «Макаров», «Красин», атомоходы «Арктика», «Россия», «Сибирь», серия ледокольно-транспортных судов-снабженцев.
Новое мощное развитие получила вся береговая база морского транспорта: вводились в действие перегрузочные комплексы и терминалы с новейшим оборудованием для перегрузки контейнеров, пакетов, навалочных и наливных грузов. Строились новые судостроительные и судоремонтные заводы.
Вступили в строй паромные системы Холмск - Ванино, Ильичевск - Варна, Клайпеда - Мукран, лихтеровозные системы, создано международное судоходное предприятие «Интерлихтер».
Международное сотрудничество
В период 1970-1986 гг. при росте трудовых затрат на 25,4% заработок валюты министерством вырос более чем в 4 раза, а прибыль - в 3 раза.
В период руководства отраслью Т.Б. Гуженко активно развивались внешнеэкономические связи Минморфлота и международное сотрудничество в области судоходства. Повысились роль и авторитет советских морских организаций в специализированных учреждениях ООН, связанных с торговым мореплаванием, таких, например, как ИМКО, ЮНКТАД и др.
Расширились и укрепились деловые связи советских морских организаций с их партнерами за границей. Развивалось линейное судоходство. Заключены двусторонние межправительственные соглашения по морскому судоходству с 40 странами, в том числе с США и ФРГ.
В 1973 году было подписано соглашение между странами - членами СЭВ о морском торговом судоходстве. Это был первый документ подобного рода в межправительственной практике за всю историю торгового мореплавания.
Разносторонний характер носило сотрудничество нашей страны в области морского транспорта с развивающимися странами. Из года в год расширялся грузооборот с развитыми капиталистическими странами.
Морской флот являлся активным участником освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики, принимал участие в обеспечении полетов космических кораблей.
Принципы
Следует сказать, что Тимофей Борисович был человеком неукротимой энергии, отличался редкой трудоспособностью, широтой интересов, постоянной заботой о человеке труда. Не проходило ни одной коллегии или совещания на любом уровне, где министр ни обсудил бы конкретные вопросы улучшения труда и быта работников моря и берега. Он был натурой постоянно ищущей и целеустремленной. Мы, работавшие вместе с ним, никогда не чувствовали себя расслабленными. Но это не был пресс вышестоящего руководителя. Мы работали с удовольствием и даже вдохновенно. Он умел увлечь команду четко сформулированной задачей, интересной перспективой. Учил работать основательно и добросовестно.
Т.Б. Гуженко и Коллегия много внимания уделяли подготовке и работе с кадрами. В командировках министр всегда посещал учебные заведения, интересовался состоянием дел. «Новейшие пособия, оборудование в первую очередь в учебные заведения!» - такой был наказ Тимофея Борисовича.
Система подготовки морских кадров в Советском Союзе заслуженно считалась одной из лучших в мире. Это было признано и Международной морской организацией (ИМО). 5 высших, 15 средних специальных морских учебных заведений выпускали за пятилетку около 35 тыс. специалистов по 28 специальностям, кроме того, 15 мореходных школ и 20 профессиональных технических училищ - около 70 тыс. работников массовых профессий. Порты и заводы имели свои хорошо оснащенные учебно-курсовые комбинаты для повышения квалификации кадров, для подготовки специфических и «штучных» специалистов.
Коллегии, активы, совещания, встречи в портах, на заводах, в учебных заведениях, научно- исследовательских организациях сопровождались серьезными разговорами министра о роли руководителей, командиров производства, о совершенствовании форм и методов работы. Он обычно не говорил напрямую о важности психологического настроя руководителя, но все его высказывания, все рекомендации были в этом ключе: «руководитель должен любить свое дело, верить в него, страстно желать сделать его самым добросовестным образом, он должен быть одержим в достижении цели. «Совесть - вот ключевое слово поведения руководителя. Любого человека», - убежден Т.Б. Гуженко.
Он впервые в стране доказал правительству необходимость внедрения полезного зарубежного предпринимательства, которое было осуществлено созданием «Совкомфлота», «Совбункера», операциями лизинга.
Можно с уверенностью сказать, что если бы в теперь уже далеком 1973 году он не получил согласие Правительства СССР на приобретение бербоутных судов, то сегодня Россия вряд ли бы имела такую первоклассную мирового уровня судоходную компанию, как ПАО «Совкомфлот». Вот почему руководители и моряки «Совкомфлота» по праву считают Тимофея Борисовича основателем своей компании.
В настоящее время флот компании- это 150 первоклассных судов общим дедвейтом более 13 млн тонн. Недавно принят первый в мире ледокольный газовоз «Кристоф де Мар- жери» дедвейтом 172 600 куб. м.
Строительство мощностей по производству сжиженного газа открывает перед «Совкомфлотом» захватывающую перспективу: к 2025 году объем перевозки углеводородов в Арктике достигнет 65 млн. тонн.
«Совкомфлот» сегодня единственное крупное судоходное предприятие в стране, 100% акций которого находится в собственности Российской Федерации.
Арктика
Как известно, Тимофей Борисович был приверженцем М.В. Ломоносова и чтил его заветы: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет главных поселений в Азии и Америке». Т.Б. Гуженко особое внимание уделял Арктике, Северному морскому пути, пополнению арктического флота, особенно атомными ледоколами, исследованиям просторов Арктики, oбустройству огромного северного фасада России.
При всей своей невероятной занятости, понимая важность и ответственность момента, Тимофей Борисов возглавил экспедицию атомохода «Арктика» и 17 августа 1977 года впервые в истории арктического судоходства надводное судно достигло Северного полюса.
Документы, разработанные Министерством морского флота, Союзморниипроектом, ЦНИИМФом, по результатам рейса легли в основу правительственных планов по развитию производительных сил Севера, атомного ледокольного и транспортного судостроения, обоснования круглогодичной навигации в Арктике.
14 сентября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. В тот же день вышел второй указ: «За заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм, присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»: Асхадулину Фидусу Фаизовичу- старшему мастеру атомной паропроизводительной установки атомного ледокола «Арктика»; Гуженко Тимофею Борисовичу - руководителю экспериментального рейса, министру морского флота СССР; Кучиеву Юрию Сергеевичу - капитану атомного ледокола «Арктика»; Пашнину Олегу Георгиевичу – главному инженеру – механику атомного ледокола «Арктика»; Хлопкину Николаю Сидоровичу - члену-корреспонденту Академии наук СССР».
Все участники рейса и большая группа специалистов, обеспечивших рейс ледокола, были награждены орденами и медалями.
Память
За большой вклад в совершенствование работы морского транспорта, модернизацию и строительство современных судов, береговых объектов, внедрение передовых методов труда на морском транспорте и современных форм управления морской отраслью страны Т.Б. Гуженко награжден многими орденами и медалями СССР, России и других государств.
Его именем наречен крупный челночный арктический танкер типа «панамакс» дедвейтом 71 294 тонны «Тимофей Гуженко», принадлежащий ПАО «Совкомфлот, а также ледокол Гидрографической службы «Тимофей Гуженко». Имя его присвоено Сахалинскому высшему инженерному морскому училищу и установлена стипендия им. Т.Б. Гуженко для курсантов-отличников из средств, выделяемых «Совкомфлотом».
В Одессе установлена мемориальная доска на Одесском морском национальном университете (бывшем ОИИМФ), который в военные годы окончил Т.Б. Гуженко.
К великому сожалению, 31 августа 1986 года морской флот и всю страну потрясло сообщение о гибели пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» с большими человеческими жертвами в Цемесской бухте у Новороссийска в результате столкновения с теплоходом «Петр Васев».
Несмотря на то, что непосредственные виновники аварии понесли заслуженное наказание в уголовном порядке, а правительство и ЦК КПСС предлагали Т.Б. Гуженко остаться на посту, он как человек, исповедующий честь и достоинство, чувствуя моральную ответственность перед обществом, тем более наступили проблемы со здоровьем, подал заявление об отставке.
Отставка была принята, и в сентябре 1986 года Т.Б. Гуженко был освобожден с поста министра в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья.
В 2003 году в связи с 85-летием за большие заслуги в развитии морского транспорта Т.Б. Гуженко был награжден орденом «За морские заслуги».
Скончался Т.Б. Гуженко 10 августа 2008 года.
Сегодня энциклопедии многих стран почли за честь опубликовать информацию о советском министре Тимофее Гуженко, поднявшем морской флот своей страны на пятое место в мире и возглавившем в 1977 году экспедицию первого в истории надводного судна - атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс.