Применение концепции «единого окна»

В Международной морской организации (ИМО) проходит 43-я сессия Комитета по упрощению формальностей (КУФ/FAL). Специалисты Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова принимают участие в его работе.
Основными вопросами, входящими в повестку дня Комитета, являются:
- рассмотрение и одобрение предложенных поправок к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (Конвенция FAL, 1965);
- рассмотрение и совершенствование Пояснительного руководства к Конвенции FAL;
- применение концепции «единого окна»;
- пересмотр Компендиума ИМО по облегчению электронного бизнеса, включая дополнительные решения в области электронного бизнеса;
- разработка руководства по обеспечению аутентификации, сохранности и конфиденциальности данных для целей обмена через «единое морское окно»;
- рассмотрение и анализ отчетов и информации по спасенным в море и безбилетным пассажирам;
- техническое сотрудничество относительно облегчения морских перевозок и другие вопросы.
Применение концепции «единого окна»
Международная морская организация рассматривает вопросы по упрощению оформления захода судов в порты и по оптимизации процедур оформления судов и грузов. Одна из идей – создание «единого окна», или «единого морского окна» (ЕМО). Такие разработки ИМО ожидала от всех стран к 9 апреля 2019 года. Однако большинство из них, включая страны Европейского союза, столкнулись с рядом существенных проблем. Международное морское сообщество ставит цель облегчить внедрение ЕМО посредством создания электронной системы оформления морского транспорта в качестве обязательного требования в соответствии со стандартом 1.3bis.
Эксперты разрабатывают описание по различным аспектам программной структуры, архитектуры и безопасности системы «единого морского окна».
Универсальная система «единого морского окна» и ее среда, включающая сервисы клиента, сервер, базу данных и промежуточное программное обеспечение, должны быть, насколько это возможно, разработаны на основе инициатив «Open Source» об открытом коде. Система «единого морского окна» также поддерживает условия для кроссплатформенных разработок: например, универсальная система ЕМО может быть разработана на основе многофункциональных вычислительных платформ.
Ряд стран представили свои разработки в этой области, в перспективе существенно облегчающие оформление судов и перевозимых грузов при заходе в порты.
Так, универсальная система «единого морского окна», разработанная в рамках совместного проекта Антигуа и Барбуда и Норвегии, представляет собой одностраничное веб-приложение (SPA/Client), взаимодействующее с пользователем путем динамической перезаписи текущей страницы вместо загрузки всех новых страниц с сервера.
Универсальное «единое морское окно» имеет три основные функции или модуля (административные функции, обзор судозаходов и управление оформлениями) и распределенную структуру применения через стандартную архитектуру «клиент – сервер» и базы данных. Проекты, как правило, используют объектно-реляционную модель базы данных с использованием реляционной системы управления базами данных с открытым исходным кодом.
Камерун представил систему, которая обеспечивает транзакционные операции, связанные с обработкой товаров (предварительная очистка, таможенное оформление и отгрузка) и относящиеся к работе различных видов транспорта (суда, поезда, грузовой транспорт и самолеты). Концепция ЕМО является лишь одной из составляющих этой многокомпонентной системы, которая реализуется на основе открытой и расширяемой платформы с использованием технологий нового поколения.
Камерун своей разработкой практически добился сокращения сроков и затрат на транзит грузов через морские, наземные и воздушные границы страны. Такие планы правительства объясняют его выбор в пользу комплексной системы «единого окна», охватывающей все внешнеэкономические операции и все задействованные виды транспорта: морской, воздушный, наземный и железнодорожный.
Сложился круг партнеров, участвующих в процессе реализации проекта «единого морского окна» и уже подключенных к платформе: таможенная служба, автономные порты Дуала и Криби, министерство транспорта, министерство здравоохранения, судовые агенты, банки, страховые компании.
Аргентина разработала электронную систему оформления судов (DEB), которая запущена в эксплуатацию 16 ноября 2018 года и направлена на сокращение административного бремени и, как следствие, на ускорение морских перевозок.
Проект системы электронной очистки судов является составной частью глобального проекта министерства промышленности и труда Аргентины по созданию «единого окна» для внешнеторговых операций. Он предусматривает предоставление через единый пункт ввода данных всей информации, требуемой государственными органами о прибытии, пребывании и отправлении судов, лиц и грузов с целью предотвращения дублирования этой информации и повышения эффективности морской логистики на основе соглашений, заключенных между различными государственными органами страны.
Комитет также рассматривает переработанное Руководство по применению Конвенции FAL, в котором наиболее актуальными являются вопросы действия капитана судна, на котором обнаружен мигрант, объявивший себя «беглецом» и просящий убежище, вопросы транспортировки животных, животноводческой продукции, а также вопрос, связанный с созданием национальных программ по облегчению судоходства.
Институт ДПО планирует использовать полученную информацию для актуализации контента курсов повышения квалификации, реализуемых учебными центрами института.