Экипаж парусника «Седов» прошел предрейсовую подготовку в МУТЦ Университета
19 августа во Владивостоке стартует завершающий этап кругосветной экспедиции учебного парусного судна «Седов», посвященной 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы. Парусник отправится в Калининград по Северному морскому пути. В ходе трехмесячного плавания он также посетит порты Певек, Сабетта и Мурманск. По расчетам 15 ноября 2020 года барк придет в порт назначения.
В связи с планированием рейса в полярных водах руководством Калининградского государственного технического университета (владелец парусника) была проведена оценка обеспечения безопасности перехода для судна и экипажа, в ходе которой признано соответствие корпусных конструкций судна ледовым усилениям в соответствии с требованиями правил Российского морского регистра судоходства. В то же время, с учетом специфики рейса, особенностей плавания судов в полярных водах, положений Международного полярного кодекса и поправок в Главу V Конвенции ПДНВ 1978 г., руководство вуза приняло решение обеспечить дополнительную подготовку экипажа.
Обучение экипажа судна специфике плавания в полярных водах, новым требованиям Международной морской организации, использованию индивидуальных и коллективных средств спасения и эвакуации в случае аварийной ситуации, методам предотвращения гипотермии и выживания в холодной воде было проведено инструкторами по ледовой навигации Морского учебно-тренажерного центра (Морского УТЦ) ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с более чем 20-летним стажем плавания в высоких широтах, которые провели тренинг экипажа во время швартовки барка «Седов» в порту Владивосток.
В ходе обучения были рассмотрены история создания Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) и применение его требований в морской практике: организация безопасной и эффективной работы членов экипажа, судна и его оборудования во льдах и в условиях отрицательных температур, охрана окружающей среды в полярных водах, спасание и выживание экипажа при авариях и оставлении судна в ледовых условиях. Также был дан обзор современных судов ледового класса, рассмотрены вопросы организации ледовых проводок судов с учетом ограничений в использовании средств навигации и связи в Арктике. Особое внимание было уделено подготовке судна к работе во льдах и особенностям навигации и связи в полярных водах.
«Морской УТЦ ведет подготовку по плаванию в полярных водах с 2002 года, – отметил Сергей Айзинов, директор Института дополнительного профессионального образования, начальник Морского УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. – Здесь обучено более 1300 судоводителей из 20 стран мира. Глава 12 Полярного кодекса рекомендует обеспечить ознакомление, подготовку не только судоводителей, но и всего экипажа судна специфике работы в высоких широтах. Моряки, не имеющие опыта плавания в Арктике, сталкиваются при выходе в полярные воды с целом рядом рисков. Обычное конвенционное оборудование может выйти из строя с большей вероятностью, готовность средств пожаротушения, спасательных средств требуют дополнительных проверок, работа экипажа в условиях короткого светового дня, низких температур – определенный вызов как для действующих, так и для будущих моряков. К этому надо быть готовым».
Четырехмачтовый барк, названный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Седова, является одним из крупнейших учебных парусников мира. В будущем году ему исполняется 100 лет. Старт кругосветного плавания был дан 8 декабря 2019 года из Калининграда. За время плавания судно прошло 23 213 морских миль. Были совершены заходы в порты Брест (Франция), Виго (Испания), Лас-Пальмас-де-Гран-Канариа (Испания), Монтевидео (Уругвай), Кейптаун (ЮАР), Порт-Луи (Маврикий) и Сингапур. На борту судна 138 проходящих морскую практику курсантов учебных заведений Росрыболовства – будущих судоводителей, судомехаников, электромехаников и радистов. В ходе экспедиции они получат уникальный опыт плавания в условиях Крайнего Севера, который будет востребован в их дальнейшей профессиональной деятельности.