Закрыть

Проезд до остановки «6-й Комсомольской батареи»: 

Главная Карта сайта
ENG

Государственный университет морского и речного флота имени
адмирала С.О. Макарова
Мурманский филиал

45 лет назад отечественный ледокол «Арктика» впервые достиг Северного полюса

45 лет назад отечественный ледокол «Арктика» впервые достиг Северного полюса

45 лет назад, 17 августа 1977 года, советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

Капитаном судна был выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова Юрий Кучиев. В составе экипажа было немало выходцев из ЛВИМУ (предшественник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова). Руководил экспедицией министр Морского флота СССР Тимофей Гуженко.

Задачей экспедиции было достичь Северного полюса. А также проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду пять лет назад, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.

Под командованием Юрия Сергеевича «Арктика» стала первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Поход по маршруту «Мурманск - Северный полюс - Мурманск» для экипажа из 171 человека и 36 членов экспедиции занял 13 суток. Было пройдено 3824 мили, из них 1200 – во льдах.

15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район. Участники экспедиции отметили событие торжественной церемонией поднятия государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду.

17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса.

Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс необходимых исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением государственного герба СССР.

«Плавание во льдах – это вечный риск, – вспоминал позднее Юрий Кучиев. – Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда, затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на 8 месяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров – такие нам преодолевать не приходилось…».

Идея достигнуть Северного полюса возникла до появления ледокола «Арктика». Еще под руководством вице-адмирала Степана Макарова в 1899 году строился первый российский арктический ледокол «Ермак». Известен лозунг Степана Осиповича: «К полюсу напролом!». Но на тот момент невозможно было построить ледокол достаточной мощности для свободного хождения во льдах.

В 1977 году после успешного рейса ледокола «Арктика» и анализа его результатов началась работа над организацией открытия ранней арктической навигации; в районах с максимальными грузопотоками в порты Дудинка, Игарка, Анадырь была объявлена круглогодичная навигация.

В Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска легендарному капитану Юрию Кучиеву, а сквер на Васильевском острове носит его имя.

Copyright © Мурманский филиал ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
Яндекс.Метрика