К годовщине прибытия первого союзного конвоя в СССР: «макаровцы» - участники Полярных конвоев
Наступает 81-я годовщина прибытия первого союзного конвоя «Дервиш» в порты Советского Союза Архангельск и Мурманск в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В первые, самые тяжелые месяцы войны это было большим подспорьем для Красной Армии в сражениях с превосходящими в силах немецко-фашистскими войсками Германии.
Несмотря на героическое и упорное сопротивление врагу, наши войска отступали вглубь страны. 12 июля 1941 года в Москве было подписано Соглашение о взаимной помощи – этот официальный документ положил начало антигитлеровской коалиции. При под¬писании отмечалось, что положение стран-союзниц улучшилось бы при создании фронта против Гитлера на Западе, в северной Франции, или на Севере, в Арктике, а лучше в северной Норвегии. Создание второго фронта, способного оттянуть часть дивизий с Во¬сточного фронта, уже тогда было встречено положительно, но премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль вполне определенно высказался, что «...невозможно при постоянном дневном свете, не обеспечив заранее достаточного прикрытия со стороны самолетов-истребителей, высадить войска британские или русские».
31 июля 1941 года на борту английского линкора «Принц Уэльский» на военно-морской базе Арджентия (остров Ньюфаундленд, Канада) президент США Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль обсудили вопросы помощи СсСР на условиях ленд-лиза.
В официальных документах СССР и в Соглашении между правительствами СССР и США от 11 июня 1942 года о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, закон именуется как Акт Конгресса США от 11 марта 1941 года. Сам закон о ленд-лизе в печати СССР военного времени не упоминался. Он получил право публикации только после производства расчетов с США.
Всего за годы войны было проведено 78 конвоев. Первый конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., а последний – 20 мая 1945 г. Первый конвой из Советского Союза прибыл в Великобританию 10 октября 1941 г., а последний – 30 мая 1945 г. С июля по сентябрь 1942 г. и с марта по ноябрь 1943 г. конвои не формировались. Всего в конвойных перевозках участвовало 1400 торговых судов.
Из отправленных в СССР почти 18 млн. тонн грузов свыше 4,5 млн. тонн составили продукты питания; 3,6 млн. тонн – металлы для авиастроения и рельсы. По ленд-лизу СССР получил 12980 танков, 22206 (в том числе из США – 14203) боевых самолетов, 427386 грузовых автомобилей и 51000 джипов, 6135638 винтовок и пулеметов, 14000 орудий, 8000 тракторов и тягачей, 345000 тонн боеприпасов. Всего помощи на общую сумму 11 млрд. 260 млн. 544 тыс. долларов.
Общий объем поставок по ленд-лизу по пяти основным грузопотокам в процентном отношении распределился так:
- в конвоях через Тихий океан на дальневосточные порты - 47,1;
- в конвоях через Персидский залив, Иран и Кас¬пийское море - 23,8;
- в конвоях «на Север России» - 22,7;
- в порты Черного моря - 3,9;
- по трассе Северного морского пути через Берингов пролив на запад - 2,5.
Помощь оказывалась не безвозмездно, Советский Союз оплачивал поставки по ленд-лизу США и Великобритании платиной, золотом, стратегическим сырьем - марганцем, хромом, асбестом, а также обычными товарами советского экспорта: лесом, пушниной, зерном.
На советских судах торгового флота служили выпускники, преподаватели, сотрудники нашего учебного заведения. Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы предлагает ознакомиться с биографиями потомков-героев.
Евгений Николаевич Лепке. В 1941 г. окончил пятый курс судоводительского факультета (СВФ) Ленинградского института инженеров водного транспорта. С мая по июль 1941 г. плавал штурманским учеником, а с июля 1941 г. по январь 1942 г. служил вторым помощником капитана на пароходе «Спартак» ММП. С января 1942 г. по февраль 1946 г. служил матросом 1-го класса на п/х «Фридрих Энгельс» ДВМП (1942 г.), на п/х «Ветлуга» СМП (1942 – 1943 гг.), 3-м помощником капитана на танкере «Донбасс» БМП (1943 – 1946 гг.).
В 1949 г. окончил СВФ ЛВМУ.
Михаил Михайлович Лесков (1919–1989). Окончил ЛИИВТ в 1941 г., Академию МФ в 1953 г. С января 1942 г. по январь 1944 г. работал помощником капитана п/х «Котлин» ММП. В 1943 г. на п/х «Котлин» прошел через Панамский канал с заходами в порты Англии, Кубы, США и прибыл во Владивосток. С января 1944 г. по ноябрь 1945 г. служил помощником капитана на пароходах «Ладога», «Бурея» ДВМП. Доктор технических наук, профессор, капитан дальнего плавания, почетный работник морского флота. С 1955 г. по 1961 г. возглавлял судоводительский факультет ЛВМУ. С 1955 г. по 1989 г. работал доцентом, профессором кафедры управления судном ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова. С 1962 г. по 1983 г. возглавлял кафедру управления судном ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.
Александр Иванович Литвиненко (1904-1968). Окончил судоводительское отделение Ленинградского морского техникума (ЛМТ) в 1926 г., ЛИИВТ в 1931. В 1941–1942 гг. работал заместителем начальника Северного морского пароходства. В 1942–1943 гг. работал заместителем начальника Центрального Управления эксплуатации Народного Комиссариата морского флота. В 1943–1944 гг. работал капитаном п/х «Сергей Киров» ДВМП. 1 октября 1943 г. на переходе из США в Дудинку в Карском море в бою с немецкими подводными лодками п/х «Сергей Киров» был торпедирован и затонул у острова «Известия ЦИК», а капитан, получивший ранение и контузию, был спасен.
В 1944–1945 гг. работал капитаном-наставником ДВМП. Был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Доцент, капитан дальнего плавания. В 50-х – 60-х годах служил старшим преподавателем, доцентом кафедры морское дело ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.
Роженкова Вера Вячеславовна. Окончила Ленинградский кораблестроительный институт в 1941 г. С августа 1941 г. по октябрь 1942 г. работала конструктором I категории на заводе № 402 (Молотовск). С ноября 1942 г. по апрель 1944 г. работала машинистом 1 класса на судах ММП. «Плавала на судах морского флота на севере. Ходили на линию фронта с различными грузами. Судно было вооружено. По боевой тревоге я была командиром орудия» (Из автобиографии Веры Вячеславовны). С мая 1944 г. по июнь 1946 г. работала инженером на Канонерском заводе (Ленинград). Была награждена медалью «За отвагу», знаком «Почетный работник Морского флота». В 1979–1984 гг. работала препаратором НИС, кастеляншей УББ, кладовщицей учебного городка-1 ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.
Наум Моисеевич Тверье. Окончил СВФ ЛВМУ в 1948 г. В 1938 г. поступил в ЛИИВТ. Великая Отечественная война застала Н.М. Тверье на практике на учебном судне «Вега». Народным Комиссариатом МФ был послан в Архангельск и с сентября 1941 г. по декабрь 1942 г. служил на пароходе «Красное Знамя». В декабре 1942 г. на пароходе «Сорока» матросом пошел в Англию, а затем через Панамский канал во Владивосток. С августа 1943 г. до сентября 1944 г. служил на Дальнем Востоке 3-м помощником капитана на пароходе «Ванцетти». С сентября 1944 г. по 1946 г. служил 2-м помощником капитана на пароходе «Колхозник» (типа «Либерти»). Кандидат технических наук, доцент. В 1946 г. поступил на 3 курс СВФ ЛВМУ. В 60-х – 70-х годах работал в НИС ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова, в 70-х годах работал доцентом кафедры мореходной астрономии ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.
Владимир Иванович Удалов (1919 – 2000). В 1941 г. на п/х «Алма-Ата» участвовал в конвойных перевозках грузов в Англию. В январе 1942 г. с 4-го курса ЛИИВТ ушел в Борисовское военно-инженерное училище, окончил в ноябре 1942 г. Воевал в инженерных войсках различных фронтов. В июле 1945 г. был демобилизован как студент старшего курса транспортного вуза. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Кандидат технических наук, доцент. В 1945 году поступил на 3-й курс СВФ ЛВМУ и окончил училище в 1948 году. В 1950–1953 годах учился в аспирантуре ЛВМУ. После окончания аспирантуры направлен преподавателем во Владивостокское высшее мореходное училище (кафедры «Морская практика», «Судовождение»). В 1958 году перевелся в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова и до 1961 г. работал доцентом кафедры морского дела.
Леон Константинович Шар-Баронов. Окончил судоводительское отделение ЛМТ в 1931 г. С 1941 по 1942 год ходил капитаном, групповым капитаном п\х «Сталинград», ледового отряда Беломорской военной флотилии, Арктического пароходства СМП. С 1942 года по 1946 год плавал капитаном п\х «Анадырь», л/к «Малыгин», п/х «Казань» СМП. Был награжден орденом Красной звезды, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией». Капитан дальнего плавания. С 1948 года по 1949 год – капитан учебного судна «Илья Репин» ЛВМУ, в 1949 году – капитан у.с. «Капелла» ЛВМУ. С 1949 года по 1957 год - капитан у.с. «Сириус» ЛВМУ, ЛВИМУ. С 1957 года работал в Мурманском морском пароходстве.
Кроме этого на судах служили Владимир Николаевич Изотов (выпускник ЛМТ) – капитан п/х «Азербайджан». Павел Сергеевич Дятлов (выпускник ЛМТ), 3-й штурман А.Н. Евреинов (выпускник ЛМТ) – п/х «Диксон». Федот Васильевич Власов (выпускник ЛМТ) - капитан п/х «Петровский». Виктор Павлович Есин (выпускник ЛМТ) - второй помощник капитана п/х «А. Марти».
Таким образом мы видим, что в историю Полярных конвоев вписаны имена выпускников, преподавателей и сотрудников нашего учебного заведения.