В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова открылась Конференция по подготовке и дипломированию моряков
7 декабря 2022 года в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге стартовала двухдневная Конференция по подготовке и дипломированию моряков.
Конференция инициирована по согласованию с Росморречфлотом старейшим транспортным вузом России, флагманом профобразования моряков как площадка для обсуждения практики реализации нового Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного приказом Минтранса России от 08.11.21 №378 и вступившего в силу 1 марта 2022 года.
В конференции принимают участие более 150 специалистов, представителей 50 организаций – Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта, Росрыболовства, Ространснадзора, уполномоченных организаций Росморречфлота – ФГУП «Морсвязьспутник», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», администраций морских портов, предприятий и организаций морского транспорта, судоходных и круинговых компаний, научных, проектных организаций и морских образовательных организаций.
Открыл конференцию ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова профессор Сергей Барышников. С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай, подчеркнув, что Положение о дипломировании моряков, первый опыт реализации которого будут обсуждать участники Конференции в «Макаровке», приобретает особую значимость и актуальность в свете новой Транспортной стратегии России до 2035 года. Стратегия отрасли определяется, в том числе, кадровым потенциалом. В этом году она позволила оперативно ответить на вызовы, связанные с введением международных санкций.
В первый день мероприятия прозвучало много интересных докладов как от государственных регуляторов, так и от участников рынка по вопросам подготовки и повышения квалификации моряков с учетом актуальных российских и международных стандартов.
В частности, Заместитель начальника Управления-начальник отдела профессионального образования, дипломирования и защиты информации Управления безопасности судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Назаров осветил основные новации Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, введенного с 01 марта 2022 г. приказом Минтранса России от 08.11.21 №378. На многие вопросы сотрудников портовых инспекций, Ространснадзора, служб управления движением судов круингов и других сфер обеспечения деятельности морского транспорта в докладе и в ходе дискуссии ответил г-н Назаров. В частности, впервые Положение допускает использование цифровых технологий при оформлении квалификационных документов. Представитель Росморречфлота подчеркнул, что новый документ теперь допускает, что квалификационные свидетельства и дипломы морякам могут выдаваться в электронной форме. Также г-н Назаров отметил, что теперь в диплом вносятся все должности по квалификационному документу, которые может занимать член экипажа судна, включая все нижестоящие должности с указанием ограничений по каждой должности, а именно — ограничения: по ношению очков, «только портовое плавание», «только прибрежное плавание», «только нерыбопромысловое судно», «только рыбопромысловое судно», «только не суда, использующие в качестве основной движущей силы силу ветра», «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой», «только не суда, перевозящие грузы», «только несамоходные суда». Снятие ограничения осуществляется через прохождение подготовки в морских образовательных организациях, имеющих признание Минтранса России.
Постоянный представитель нашей страны при Международной морской организации (ИМО) Юрий Меленас рассказал о предстоящей проверке Российской Федерации экспертами Международной морской организации в рамках Системы проверки государств-членов ИМО (IMSAS), направленной на содействию последовательному и эффективному внедрению требований Конвенции и Кодекса ПДНВ. «Система проверки государств-членов ИМО является важным инструментом, который, с одной стороны, содействует на глобальном уровне повышению безопасности на море и защиты морской среды, с другой – направлен на оказание помощи государствам-членам ИМО в осуществлении ими своих функций государства флага, государства порта и прибрежного государства», – подчеркнул г-н Меленас. «Не далее как на прошлой неделе, на сессии Совета ИМО было утверждено пересмотренное расписание проверок, в соответствии с которым проверка Российской Федерации запланирована на 2024-й год (при этом конкретные даты проверки будут определены позднее по согласованию с самим государством). Министерство транспорта Российской Федерации уделяет серьезное внимание предстоящей проверке и заранее начало подготовку к ней. Одним из этапов подготовки стало проведение в текущем году внутренней проверки», – отметил представитель России в ИМО.
Проректор ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Дмитрий Студеникин обозначил тренды ИМО по электронным дипломам морских специалистов. Российская Федерация возглавила Корреспондентскую группу экспертов Международной морской организации, которая в течение года прорабатывала вопросы и проблематику внедрения электронных документов для моряков, результатом работы могут быть поправки в Международную Конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.
О проводимой в настоящее время разработке сервиса по дипломированию моряков, который должен быть внедрен во всех администрациях морских портов страны рассказал директор Информационного центра государственного портового контроля филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Кузьмин. Докладчик осветил статистические сведения о количестве моряков, дипломирующихся в Российской Федерации, работе и совершенствовании национальных информационных систем, использующихся Морской Администрацией страны и АМП России.
О взаимосвязи тренажерной подготовки курсантов и качества плавательной практики в преддверии полного пересмотра Конвенции ПДНВ 78 сообщил профессор кафедры навигации ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Владимир Логиновский. Как известно, последние крупные поправки в Конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты были внесены в 2010 г. в Маниле, внедрены в период с 2012 по 2017 гг. ИМО имеет практику пересмотра Конвенции каждые 15 лет, таким образом, следует ожидать существенные изменения уже к 2025 г. В настоящее время ряд делегаций в ИМО, в частности, Международная палата судоходства, представляющая интересы крупнейших судовладельцев и их национальных ассоциаций, инициирует поправки, которые будут обсуждаться в Лондоне уже в феврале 2023 г. на Подкомитете по стандартам подготовки и несения вахты.
Полный перечень докладчиков с тематикой докладов – в программе конференции
Завтрашний день обещает быть столь же насыщенным. На конференции продолжится обсуждение вопросов организации, методики подготовки и повышения квалификации членов экипажей морских судов, особенностям, проблемам и перспективам развития профессионального образования в данной сфере. Следите за нашими новостями!