Российские проекты автономного судоходства высоко оценили в Международной морской организации (IMO)
Перспективы развития автономных судов обсудили на полях 109-й сессии Комитета по безопасности на море IMO. Такие суда управляются удаленно – без участия человека, но на борту для подстраховки находится морская команда.
Для безопасной работы нужна надежная система управления и контроля, в том числе морских автономных навигационных систем (МАНС). Сотрудники Минтранса представили разработку российских ученых – методику оценки качества решений, принимаемых МАНС. Например, в случае появления неожиданного препятствия на маршруте.
Технологию уже успешно внедряют в России: автономные паромы курсируют на линии Усть-Луга – Калининград и прошли более 100 тысяч морских миль. Опыт нашей страны может быть использован Комитетом IMO для разработки Руководства по оценке качества и функциональности МАНС.
Кроме того, 01 сентября 2024 года вступил в силу приказ Минтранса России № 117 «Об утверждении Положения о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов». ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» обладает необходимой тренажерной базой и имеет все полномочия на подготовку и повышение квалификации персонала, указанного в приказе.
По поручению Федерального агентства морского и речного транспорта в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» Морской УТЦ ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» одним из первых в России установил и ввел в эксплуатацию тренажер для подготовки специалистов в области а-Навигации и е-Навигации. Тренажер получил типовое одобрение, университет получил Свидетельство Росморречфлота о соответствии своего учебно-тренажерного центра требованиям Минтранса России для подготовки специалистов но управлению морскими автономными надводными судами (МАНС).
Подготовка специалистов МАНС становится актуальной в связи с активным внедрением технологий а- и е-Навигации в мировом судоходстве, появлением новой регуляторной базы как в отечественном, так и в мировом законодательстве. Международная морская организация разрабатывает Кодекс МАНС, который ожидается в 2026 г., а с 01 марта 2024 г. в России вступил в силу ФЗ-294 от 10.07.23 г., регулирующий внесение изменений в национальное законодательство для обеспечения правового статуса морских автономных надводных судов.