ГУМРФ провел исследование отношения моряков к внедрению технологий автономного судоходства
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова совместно с Российским университетом транспорта (РУТ) провели исследование отношения моряков к внедрению технологий автономного судоходства. Исследование проведено среди прошедших ознакомление с современными технологиями автономного судоходства и тренажерами а- и е- навигации, реализующими функциональность морских автономных надводных судов (МАНС) и береговых центров дистанционного управления. Анкетирование проводилось как среди моряков, проходивших повышение квалификации, так и среди курсантов старших курсов, проходящих обучение в РУТ и ГУМРФ
В результате обработки более 500 анкет специалисты университетов выяснили, что большинство опрошенных поддерживают внедрение автономного судоходства. Среди моряков это 61 %, среди курсантов еще больше – 76 %. Основной причиной поддержки внедрения автономных технологий было указано неотвратимость развития технологий (67 % моряки и 43% курсанты). О том, что внедрение автономных технологий повысит безопасность мореплавания, указали 25 % моряков и 38 % курсантов. О снижении расходов на эксплуатацию судна упомянули 8 % моряков и 19 % курсантов. Большинство из тех, кто не поддерживает внедрение автономных технологий, основной причиной указали снижение безопасности по причине возможных кибератак (37 % моряков и 57 % курсантов), и около трети указали на нерациональное расходование денег на эти технологии (29 % моряков и 33 % курсантов). И только 10 % моряков и 5 % курсантов не поддерживают внедрение автономного судоходство вследствие боязни потерять свою профессию.
Оценивая риск для своей профессиональной карьеры вследствие внедрения технологий автономного судоходства, респонденты из обеих групп ответили почти одинаково. Примерно 89 % моряков и 87 % курсантов считают, что морские профессии останутся востребованными в будущем. При этом 62 % моряков и 53 % курсантов считают, что функции моряков будут существенно трансформированы. Примерно 9 % моряков и 5 % курсантов считают, что морские профессии станут не востребованы в будущем.
Большая часть опрошенных придерживается мнения, что на современном этапе внедрение технологий автономного судоходства не приведет к значительному снижению аварийности судов и повышению экономической эффективности морской отрасли. В первую очередь за счет высокой стоимости и несовершенства технологий и оборудования автономного судоходства на современном этапе развития.
Исследование проводилось по поручению Министерства транспорта России. Обработка и анализ анкет осуществлены Морским учебно-тренажерным центром Макаровки. Результаты исследования отношения моряков к внедрению технологий автономного судоходства были представлены директором Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова на Конференции по внедрению МАНС в Российском университете транспорта 28 ноября.
Справка:
В рамках работ по реализации дорожной карты федерального проекта «Автономное судовождение» в двух транспортных учебных заведениях Российской Федерации - Российском университете транспорта (РУТ (МИИТ)) и Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) введены в эксплуатацию специализированные тренажеры МАНС. Оба вуза первыми в России получили право на подготовку специалистов по эксплуатации МАНС от Росморречфлота.
Начата подготовка членов экипажей морских автономных надводных судов и членов внешних экипажей центров дистанционного управления. Для этого разработаны и утверждены учебные программы повышения квалификации моряков и специализированной тренажерной подготовки по компетенциям, связанным с автономным судоходством. На курсах повышения квалификации судоводителей для продления действия рабочих дипломов и повышения дипломов с уровня эксплуатации на уровень управления в программы в ГУМРФ и РУТ введены лекции и ознакомительные занятия с использованием тренажеров по а-и е-навигации. Аналогичные занятия стали проводиться для курсантов-судоводителей на старшем курсе с демонстрацией на тренажере различных сценариев по управлению МАНС.