В Университете стартовала подготовка с учетом требований Полярного кодекса

В связи с предстоящим вступлением в силу Полярного кодекса и принятием соответствующих ожидаемых поправок в Конвенцию ПДНВ Морской учебно-тренажёрный центр ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова приступил к обучению судоводителей по специально разработанной новой программе «Базовая подготовка к работе на судах в полярных водах».
В мае 2015 года Международная морская организация (ИМО) успешно завершила работу по подготовке Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярного Кодекса), в связи с чем новый Кодекс вступает в силу 1 января 2017 года.
Кодекс охватывает полный диапазон требований для проектирования, постройки, оборудования, эксплуатации судов, подготовки экипажа, поиска и спасания, а также для защиты окружающей среды, применимых для судов, совершающих рейсы в водах, омывающих оба полюса.
Полярный кодекс содержит обязательные требования по безопасности судна (часть I-A) и предотвращению загрязнения с судов (часть II-A), а также положения рекомендательного характера по применению обеих обязательных частей (части I-B и II-B). Обязательность требований Полярного кодекса, относящихся к безопасности судна, устанавливается в новой главе XIV Конвенции СОЛАС (резолюция MSC.386(94)). Обязательность требований Кодекса по предотвращению загрязнения с судов определяется поправками к Приложениям I, II, IV и V к Конвенции МАРПОЛ (резолюция MEPC.265(68)).
Полярный кодекс будет применяться к новым судам, построенным 1 января 2017 или после этой даты. Для судов, построенных до 1 января 2017, должно быть обеспечено соответствие применимым требованиям Кодекса не позднее даты первого промежуточного или возобновляющего освидетельствования, в зависимости от того, что наступит раньше, после 1 января 2018. Требования Полярного кодекса будут применяться ко всем судам, подпадающим под действие Конвенций СОЛАС и МАРПОЛ и эксплуатирующимся в полярных водах.
Полярный кодекс вступит в силу с 1 января 2017, одновременно с вступлением в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС и поправок к Приложениям I, II, IV и V Конвенции МАРПОЛ.
Следует особо подчеркнуть, что ИМО не ограничилась в своей работе принятием поправок в Конвенции СОЛАС и МАРПОЛ. Ожидается, что Комитет по безопасности мореплавания уже до конца текущего года примет поправки к Конвенции ПДНВ относительно требований к компетентности судоводителей, несущих вахту на судах, осуществляющих плавание в полярных водах.
Вышеуказанные решения мотивировали ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова к обновлению тренажёрного комплекса и разработке новых учебных программ. Одной из новаций стал курс «Базовая подготовка к работе на судах в полярных водах». Новая программа «Макаровки» охватывает важные знания, умения и навыки, которые должны будут войти в таблицы компетентности Кодекса ПДНВ, в частности:
- Характеристики льда. Районы встречи с различными видами льда;
- Эксплуатация судна, его оборудования и механизмов при работе в ледовых условиях и в условиях низких температур;
- Судовые операции и маневрирование судна в ледовых условиях;
- Международные и местные правила и стандарты, регламентирующие работу судов в полярных водах;
- Техническое и организационное обеспечение работы судна в полярных районах;
- Защита окружающей среды и многие другие.
Завершив предварительную подготовку программ, сценариев упражнений, критериев оценки компетентности и приведя свои программы в соответствие с проектами модельных (типовых) курсов ИМО, разработанных в 2016 г. корреспондентской группой ИМО с участием специалистов ГУМРФ, Морской УТЦ университета провел 5-дневный пилотный курс, в рамках которого обучение прошли судоводители компании «Сплитхофф», осуществляющие завоз грузов для строительства арктического порта Сабетта в Обской губе и завода по сжижению газа.
Теоретическую и практическую подготовку морских экипажей к работе на судах в полярных водах проводят высококвалифицированные инструкторы, имеющие многолетний опыт работы в арктических льдах и преподаватели Института «Морская академия» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в соответствии с авторской методикой и новой программой, полностью соответствующей требованиям указанных выше поправок в конвенции ПДНВ, МАРПОЛ и СОЛАС, а также проектам модельных курсов, которые будут вынесены на утверждение на очередную сессию подкомитета HTW ИМО в феврале 2017 г.
Практические занятия с членами экипажей морских судов проводились с использованием новейшего тренажёрного комплекса Крыловского государственного научного центра, включающего:
- Навигационный тренажёр, состоящий из шести полномасштабных мостиков судов;
- Программно-аппаратный комплекс физического моделирования операций управления ледовой обстановкой;
- Программно-аппаратный комплекс компьютерного моделирования ледового менеджмента;
- Усовершенствованные модели ледовых образований.
Блок программы о методах выживания в экстремальных условиях полярных районов проводится в Центре по выживанию на море Морского УТЦ, где приобретаются навыки по организации борьбы за живучесть судна и покиданию судна в ледовых условиях полярных районов. Здесь отрабатываются методы использования судового аварийного имущества и оборудования для спасения жизни на море, для выживания на льду и в покрытой льдом воде, а также по предотвращению гипотермии.
Следует отметить, что Морской УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова имеет большой опыт подготовки моряков к плаванию в ледовых условиях, соответствующая тренажерная подготовка проводится с 2002 года. Первые в России курсы были проведены для членов экипажей крупнотоннажных танкеров ПАО «Совкомфлот», заходящих в замерзающие порты восточной части Финского залива. После сложных зимних навигаций 2009-2011 гг. подготовка была усовершенствована. Позднее Морской УТЦ стал осуществлять обучение в соответствии с «Руководством относительно подготовки капитанов и лиц командного состава судов, эксплуатирующихся в полярных водах» (Раздел B-V/g Кодекса ПДНВ).
В общей сложности ледовую тренажерную подготовку в «Макаровке» за это время прошли более 1000 судоводителей из более, чем 20 стран мира. Введение новых программ позволит ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова сохранить лидерство в этой области знаний и повысить конкурентоспособность российского морского образования на мировом рынке образовательных услуг.
Для справки:
Морской учебно-тренажерный центр является крупнейшим подразделением Института дополнительного профессионального образования Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Центр осуществляет международно-признанную профессиональную подготовку курсантов и студентов университета, членов экипажей морских судов, широкого круга специалистов морской индустрии и нефтегазовой отрасли России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Качество подготовки в Морском УТЦ ГУМРФ подтверждено морскими Администрациями России и других стран, ведущими классификационными обществами, международной сертификационной сетью IQNet, британским The Nautical Institute и другими авторитетными отечественными и международными организациями.
«Крыловский государственный научный центр» был создан в 1894 году как первый в России опытовый бассейн в центральной части Санкт-Петербурга на острове «Новая Голландия». Институт является научно-исследовательской организацией судостроительной отрасли страны, обеспечивающей концептуальное обоснование развития военного и торгового флотов, проектирование и строительство кораблей, судов и морских сооружений, их эксплуатацию и утилизацию, то есть полный жизненный цикл.